вторник, 24 марта 2015 г.

Памят(ни)ки древности

Одна моя старенькая ненапечатанная в одном журнале статейка.
***
Все познается в сравнении - так гласит мудрость. И действительно, пока не с чем сравнивать, не можешь понять ценности того, что имеешь, осознать  важность людей, вещей, событий и мгновений, которые тебя окружают. То же самое и с историей. До тех пор, пока ты не перестанешь смотреть ограниченно на исторические события, только в контексте конфликтов и войн, как сейчас преподносится историческая наука, в рамках какой-то одной местности, одного исторического периода, который на поверку оказывается иногда совершенно не связанным с ближайшим по хронологии событием (например взял какой-то народ, который обитал на данной территории много веков, да исчез. Куда исчез, почему, каким образом - в основном эти подробности опускаются, оставляя лишь шаблонный костяк, содержащий слово "завоевание". Что он, растворился среди завоевателей, что ли?), до тех пор, пока не будет целостного понимания истории, невозможно будет сделать правильные выводы  и не допустить ошибок прошлого в будущем. Ведь именно в этом, как по мне, а также в осознании своих исторических корней, какого ты роду-племени, заключается основная задача истории.
Если человек сейчас живет, у него есть мать, отец, бабушка, дедушка, прабабушка прадедушка и т.д - не возник же его род просто так, из ниоткуда? Тот факт, что человек сейчас дышит и радуется жизни говорит о том, что его прапрапрапредки жили и в 18 веке, и в эпоху Возрождения, и в средневековье, и в древнем времени, и в палеолите также. Вся наша жизнь - это цепочка причинно-следственных связей, и цепь нашего Рода также не является исключением. Ничего из ниоткуда не появляется и безследно не может исчезнуть - так гласит закон сохранения материи.
Но, к сожалению, на сегодняшний день мы имеем не целостное представление об нашем прошлом, а лишь обрывчастое, лоскутное, где на каждом шагу не соблюдается закон, приведенный выше. Всего узнать, к сожалению, нельзя, разве что открыть в себе способности видеть как будущее, так и прошлое, как это, к примеру, делал Эдгар Кейси, но то, что подход нужно менять от обрывчатости к целостности - это безспорно.
И один из инструментов для достижения этой цели, как по мне - это сопоставление и сравнение дошедших до нас материальных свидетельств (письменных источников, монет, предметов утвари, объектов искусства, военной амуниции) не только в рамках одного региона, где предположительно жила та или иная культура, но в рамках всей нашей планеты. Тогда открываются новые грани и пазл складывается наиболее полно.
Как пример такого подхода я хочу разобрать некоторые интересные моменты, связанных с периодом, который в официальной истории называется периодом Античности, и показать нечто, что не вписывается в традиционные шаблоны, известные нам еще со школы, когда начинаешь смотреть шире. 
Итак, исторический экскурс. Открываем любой учебник истории на разделе "Античность", и читаем там про этот довольно-таки длинный период нижеследующее:
Анти́чность (восходит к лат. antiquitas — древность) — термин, означающий греко-римскую древность — цивилизацию Древней Греции и Древнего Рима во всём многообразии её исторических форм.
Периодизация 
  • Ранняя античность (VIII в. до н. э. — II в. до н. э.) — зарождение Греческого государства,
  • Классическая античность (I в. до н. э. — II в. н. э) — время единства греко-римской цивилизации,
  • Поздняя античность (III—VI вв. н. э.) — распад Римской империи. Распад Западной Римской Империи ознаменовал собой начало новой эпохи — средневековья.
Временные периоды могут несколько варьироваться в геополитическом контексте. Так, расцвет цивилизации в Древней Греции был отмечен раньше, чем в Римской империи. Кроме того, античная цивилизация в Восточной Римской империи зародилась раньше и угасла позже, чем в западной части, где её уклад разрушили вторгнувшиеся германцы. Тем не менее античное культурное наследие (в основном в позднеантичном виде) довольно хорошо сохранилось в быту, культуре, языке и традициях большинства современных романских народов, а от них передалось и другим народам Средиземноморья (южные славяне, арабы, турки, берберы, евреи).
Необходимо отметить и то, что многие элементы классической античности (традиции, законы, обычаи и т. д.) хорошо сохранялись в малоазиатском ядре Восточной Римской (Византийской) империи до XI века, до пришествия турок-сельджуков. 
Вот карта владений Римской империи


Также для понимания того, что будет ниже нам необходима вот такая информация, связанная с римской империей.
Один из самых известных римских императоров.


Теперь, зная основные моменты, нужно упомянуть про символику и ее роль в жизни человека. Изначально символ - это образ, яркая ассоциация, которая возникает в голове и связывает условное изображение с чем-то большим и масштабным, что этот символ изображает. На сегодняшний день нас окружают тысячу символов, которые в современном мире называются логотипами. Видим звездочку - говорим "конверс", видим желтую буковку "м" - говорим "макдональдс". Средний семилетний ребенок, по статистике, распознает и идентифицирует около 200 логотипов. То же самое было и в древнем мире, только символов было намного меньше и обозначали они действительно что-то великое и значимое. Для каждой эпохи присуща своя символика, которая характерна для данного промежутка времени - согласитесь, выглядело бы странно,если бы сегодня на огромном бигборде изображали, к примеру, основную символику алхимиков с призывом записываться на курсы по добыче философского камня.


Но почему тогда вот это не вызывает никаких вопросов? Вот колесница на арке главного штаба в Санкт-Петербурге:


Все персонажи в античных одеяниях и доспехах, а в руках у мужчины с крылями виднеется герб римской империи, только орел с двумя головами, которые непропорционально малы к туловищу:

Это стилизация под римскую античность - сразу скажут знающие люди. Хорошо, однако рассмотрим монеты с изображением Октавиана Августа и триумфальной арки в его честь, а также с тем самым орлом:





В Риме это не кажется странным. Вот это - богиня победы Ника (греч.), или Виктория у римлян, про нее еще будет сказано, замечу лишь, что "крылышки" у Октавиана и лавровый венок в руке оттого, что он в образе Виктории - Победы так как он первым объединил разрозненные земли в единую империю и фактически являлся "отцом отечества". Вообще на будущее замечу, что имя Октавиана неразрывно связано с Викторией - Победой, и изображается он всегда именно как победитель.


А вот тот же мужчина на Брандербургских воротах в Берлине (по сути это триумфальная арка):


Тоже стилизация? Идем дальше. Статуя богини Виктории в Киеве (до наших дней не сохранилась). Фото с всероссийской выставки 1913 года .


И символ римской империи на одном из зданий Киева:


А что делает языческая богиня в Сша? Балтимор (до наших дней не уцелела)


И если богиню Победы можно изобразить как отождествление ЛЮБОЙ победы во все времена, то памятник конкретному человеку говорит сам за себя. Вот статуи уже приглянувшегося нам Октавиана



Памятник Октавиану в Одессе, Украина


Конечно, всем известно, что это памятник Дюку де Ришелье, основателю города Одесса. Но тут есть маленькая загвоздочка - Ришелье на свой памятник ну абсолютно не похож.

Зато этот памятник - вылитый великий понтифик.



А вот памятник Октавиану в городе Чикаго, США (фото с международной выставки в Чикаго 1893 года)


Это все равно что вместо дедушки Ленина у нас в стране в период СССР ставили бы памятник Наполеону, к примеру - человеку абсолютно другой эпохи и времени. А вот интересное строение все в том же Чикаго.



Вот что это вам напоминает? Лично мне - древнеримские фрески.



Но если и это можно списать на стилизацию и изображение какого-то отдельно взятого индивида в образе великого императора древности, то как объяснить вот это?
В самом сердце Буэнос-Айреса, столицы Аргентины стоит обелиск, а на нем статуя греческой богини войны Аффины-Паллады



Цитата:
Обращение индейского населения в католическую веру, его приобщение к испанскому образу жпзни (испанизация) представлялись участникам конкисты как одно из чудес, ниспосланных всевышним в качестве награды Испании и ее монархам за их преданность интересам папского престола и церкви
Испанские миссионеры не мыслили христианизацию аборигенов иначе как через полный разрыв с их прежними культами и верованиями. Миссионеры представляли Испанию контрреформации, они были одержимы страхом перед ересью, считая ересью любую уступку местным культам. Сама мысль о сосуществовании христианства с местными верованиями казалась им кощунственной. Чтобы на завоеванных землях восторжествовало христианство, было необходимо, с точки зрения миссионеров, конкистадоров и королевской власти, разрушить, искоренить, уничтожить местные культы. Духовная конкиста была, таким образом, продолжением военной, хотя и осуществлялась другими средствами.
Обращение индейцев в христианство было поручено монашеским орденам - в первую очередь францисканцам, затем доминиканцам и августинцам, а со второй половины XVI в. - и иезуитам.Эрнан Кортес настаивал, чтобы в колонии посылали только монахов. Он писал королю: "Если мы будем иметь здесь епископов и прелатов, они, следуя обычаю, который в наказание за наши грехи существует сегодня, станут распоряжаться доходами церкви и тратить их на внешний блеск и удовлетворение других пороков, оставляя поместья в наследство своим родственникам и детям... Если же индейцы увидят слуг господних во власти Мамоны, ведущими себя легкомысленно, и узнают, что служители церкви погрязли в пороках, как то происходит в наше время в Испании, то сие навлечет на нашу веру их презрение и аборигены посчитают ее издевкой. И это может принести столько вреда, что, я думаю, никаким количеством проповедей его не исправить" (Mendieta G. de. Historia eclesiastica indiana, v. II. México, 1945, p. 21-23).
Испанская корона разделяла эту точку зрения и в первые десятилетия после открытия Америки опиралась в колониях главным образом на францисканцев, к которым особенно благоволил правивший Испанией после смерти короля Фердинанда регент Сиснерос. Им была проведена церковная реформа, что позволило прийти к руководству францисканским орденом спиритуалам, вытеснившим обсервантов. Спиритуалы были сторонниками строгого соблюдения монашеского устава, решительного отказа от мирских богатств, что полностью устраивало как королевскую власть, так и конкистадоров, не желавших делиться с церковниками плодами колониального разбоя. 
Мыслимо ли, что бы во время такой яростной борьбы с "язычеством" (хотя у индейцев больше присутствует поклонение духам и силам природы, чем богам), сами испанцы в своем же городе, который они только что основали ставят "языческий" обелиск и "языческую" богиню, которая входила в главную двеннадцатку основных божеств "языческих" греков или римлян (у них эта богиня называлась  Минерва, но суть одна), да еще и на центральной площади города. Вот еще одни свидетельства странного поведения испанцев.
Чили, окрестности города Сантьяго.
Богиня любви и красоты Венера (у греков - Афродита)

Бог торговли Меркурий, у греков - Гермес

Бог моря Нептун, у греков - Посейдон

Две крайние фигуры справа -  Меркурий и Виктория (она же Ника).

Получается, что границы Римской империи были немного шире, чем принято полагать?
Тенденция к  почитанию древнеримских богов видна и... на Руси! Да, да, не удивляйтесь, вот фрагменты Радзивиловской летописи, 15 век:



Судя по тексту, на миниатюрах изображен идол Перуна, почему-то полностью обнаженный и стоящий на КОЛОННЕ, как любили ставить своих богов римляне. Однако же есть один бог в греческой мифологии, который полностью соответствует изображенному на миниатюрах "идолу", и имя его - Арес, бог войны. Полностью обнажен, со щитом и копьем.




Данный метод элементарного сравнения также можно применять на материальные свидетельства прошлого, которые имеют достаточно большие габариты относительно памятников или статуй. Вот например всем известный Парфенон (компьютерная реконструкция):


Он был построен в 447438 годах до н. э. архитектором Калликратом. Является чуть ли не главной достопримечательностью Афин. А вот Петропавловский храм в Севастополе, надпись на охранной доске говорит о том, что построен он в 1848 году, но по архивным данным выяснили более раннюю дату 1844 год.Является православным. На сегодняшний день нет не единой правдоподобной версии, почему этот храм построен в нетипичном для православных храмов архитектурном стиле.


Отличается он от Парфенона только количеством колонн в длину. Стилизация? Я бы не был так уверен. Вот часть биография итальянца Карло Боссоли, который в первой половине 19 века путешествовал по Крыму и рисовал местные пейзажи:
Фортуна явно благоволила к молодому итальянцу. Впрочем, как и Е.К.Воронцова, по совету и настоянию которой К.Боссоли отправляется в Италию. Он провел там немногим более года (весна 1839-лето 1840): углубленно изучал классическую и современную школу живописи. По возвращении художник принимает приглашение М.С.Воронцова и отправляется в Крым, в Алупку. Было ли это посещение первым. Таких свидетельств мы не имеем. Но то, что К.Боссоли жил здесь в 1840—1842 годах, известно до¬подлинно. Объездив весь полуостров как путешественник, исследователь, живописец, он выразил свои впечатления в серии прекрасных акварелей и гуашей (часть из них хранится в Эрмитаже). Работы 1840—1842 годов убеждают, что именно в Крыму окончательно сложилась творческая манера художника: виртуозное владение техникой рисунка, реализм, глубокое чувство натуры и перспективы.
А вот его  рисунок "Генеральный вид Севастополя, где этот храм уже стоит и никаких строительных лесов не видно:




 То есть либо дату постройки храма придется сдвигать еще на 3 года назад, либо же он уже был и никто его не строил в тот период, в который указано.
Подытоживая все вышесказанное хотелось бы еще раз подчеркнуть важность целостного восприятия исторический событий при помощи основной "заповеди" журналистов - смотреть туда, куда не смотрят другие. Детям в школах сейчас очень трудно  изучать историю, потому как на подсознательном уровне у них идет отторжение  от безконечных цифр, имен и фактов, которые иногда оказываются не такими уж достоверными, чем кажутся. Им попросту неинтересно и скучно, это не вписывается в их еще детское мировосприятие, потому что они видят окружающий мир совсем по другому, чем взрослые, для них все вокруг - это большая игра. Тем более изучая историю в том варианте, в котором она сейчас известна в учебниках, ребенок на подсознательном же уровне принимает главную мысль - что без конфликтов и войн ничего не бывает, что конкуренция, зачастую нездоровая- это нормально и правильно (на примере междуусобных войн), что конфликтное сосуществование было, есть и будет всегда. Именно поэтому нужно поменять подход к изучению истории, потому что общее представление дает понимание НЕ ТОЛЬКО ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ, НО И ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ СТОРОН, и таким образом прививать в будущем поколении гордость за своих предков, а не стыд и позор.
Что касается же памятников древности, то иногда не стоит ехать за тридевять земель, что бы восхититься высочайшим уровнем культуры древних, достаточно просто поднять голову, и увидеть то, чего не видят другие.