четверг, 23 апреля 2015 г.

Эти чудесные древние города

Самое трудное - это как можно доходчивей описать то, что видел своими глазами. Ибо на сегодняшний день, к сожалению, еще не возродился опыт общения телепатически, опыт передавания мыслеобраза другому человеку без вспомогательных явлений, самым простейшим из которых, несомненно, является Слово. У каждого из нас наверняка возникали мысли о том, что как здорово бы было передать свои эмоции и ощущения другим так, как есть, без искажений. Воспроизвести сразу без еще одного вспомогательного явления - нот - музыку, которая только что пришла в голову и так замечательно звучит там же. Без рисования пейзажа передать чувства от него напрямую собеседнику, чтобы он твместе с тобой разделил твои эмоции. Наконец не запечетлевая на фотографии передать цельным куском то счастливое мгновение, которое наполнило душу радостью.
Но увы, в этом-то и заключается главная задача человека в этом мире - научится, как передавать свое видение мира окружающим, и в то же время являться неотъемлемой частью целого с приставкой "со", что означает на истотном языке "сообща".
Сегодня я попытаюсь показать самые интересные на мой взгляд попытки различных авторов описать величие и устройство древних городов и древнего же быта при помощи Слова, интересные технологии и способы устройства города с инженерной, геодезической, практической и социальной точек зрения. От себя же я добавлю визуальные образы других авторов, которые попытались запечатлить описываемое Словом при помощи Изобразительного Искусства. Ну и в целом после этого, я думаю, у вас сложиться интересная картина в голове, и вы окунетесь в чарующий древний мир с поражающими воображение технологиями.
З.Ы Все нижепредставленные авторы являются фантазерами, выдумщиками и фантастами, а их работы - плодом их воображения.

Лукашевич Платон. "Объяснение Ассирийских имен".

Аллан Меннесот Маллет - "Описание Вселенной"

Комментарий: прямолинейная планировка и крепость в форме звезды вокруг города - это обычное представление художником древних городов под влиянием окружавшей его величественной архитектуры Барокко. Любой именитый изторик конечно же скажет, что "звездные" крепости появились только в 15 веке, и ни в коем случае не стоит полагать, что они возникли раньше.

Искусственный каналы - водные артерии древности

Клод Лоррен

Робер Юбер

 
 

Джованни Батиста Пиранези

Санкт-Петербург, наше время

Но если были технологии к постройке таких грандиозных каналов, то что, разве перемещались по воде исключительно на парусах? Вериться слабо. Вот что пишет Геродот (дедушка солнечный удар получил, померещилось)

Древнегреческому ученому Геродоту (между 490 и 480 — около 425 до н. э.), прозванному «отцом истории», верили беспрекословно, когда он описывал греко-персидские войны, излагал историю государства Ахеменидов, Египта и Скифии. Не поверили ему лишь раз в жизни, когда ученый поведал о том, что он видел своими глазами лодку из металла, которая на большой скорости прошла через Гибралтарский пролив и удалилась в сторону Средиземного моря. Геродот особо подчеркивал, что на лодке не было ни парусов, ни весел. Сейчас никого не удивил бы вид подводной лодки, идущей в надводном положении. Но в V веке до н. э. решили, что историк просто устал, вот ему и примерещилось бог знает что.

Сведения о строительстве городов в эпосе "Махабхарата"

"...Получивъ согласие Пандавовъ, Майя выполнилъ все свои обещания. Онъ принесъ изъ гималайскихъ горъ сокровища, о которыхъ говорилъ, въ Индрапрасте онъ воздвигъ дворецъ длинною въ 5000 локтей, съ золотыми колоннами, со стенами изъ драгоценныхъ камней-самоцветовъ, со многими башенками и арками, украшенными статуями и картинами..."

"Дритаратр велелъ призвать къ себе зодчихъ и художниковъ, плотниковъ и каменщиковъ. Онъ приказалъ имъ возвести въ короткий срокъ красивый и величественный дворецъ съ сотнею дверей и тысячью колонъ. Когда постройка была завершена, царь послал гонца в Индрапрату къ Юдитиру съ приглашениемъ посмотреть новый дворецъ кауравовъ и развлечься съ ними игрою въ кости..."

"...Тамъ на берегу реки Ямуны, среди дремучего леса они начали строить новый городъ. Они вырубили деревья, выкопали рвы, возвели крепостные стены и башни, провели за ними прямые и ровные улицы съ богатыми дворцами и домами для горожанъ..."

План города Буэнос-Айреса

План города Оренбурга

Фрагмент Плана Токио (17 век)

План Манхеттена в 1750-х годах

Фригий Дарий "История, в ней же пишет о разорении града трои" 

О создании Трои
Через много дней царь Приям, пребывавший в рыданиях и слезах, сетовавший день и ночь, не находящий себе покоя, после очищения дождем слез и отдохнул мало от печали и облекся в благодушие (успокоился). Захотел он Трою разкопенную отстроить вновь, во всем своем достоинстве, посему повелел отовсюду собрать себе мастеров многих. И пришли к нему от всех стран зотчии изкуссные, и златолиятели, и архитектони(и), и ковачи меди  и прочие мужи разумные. И повелел разкопанные места разчищать и ровнять, после этого повелел с прилежанием утверждать основание, где должны стены города быть, а после этого повелел заложить стены градские вокруг града, возводить все по изравнению, вместе стрельницами и вратами, и так по его повелению начали весьма изскуссно творить. Быстро дело делалось в руках их и созидалось, и по прошествии лета (года) некая ихже настоящая изтория не изъявляет (?), но только построили они град весьма дивный и чудный и великий, размеры города - три дня долгота его, равная широте. Высота же стен - двести локтей. Врата же его и стрельницы весьма изскуссно устроены, украшены различным мрамором и мозайкой высота же их триста локтей (132 метра), покрыты медью, вход же в град устроен шестью вратами был. Около же града рвы были изкопаны были довольно глубокие и каменной стеной изнутри ограждены (настоящий искусственный канал, напоминаю, что длина города - три дня ходьбы)
Через ров же тот напротив ворот мосты каменные перекинуты были.
В конце же мостов стояли башни весьма чудные, мрамором украшены и мозайкой, покрыты были позлащенной медью, другу любезно позволяли зайти, врагу же возбраняли жестокие приступы. Посреди же града текла река некая Станкус  или Скомандра течет, разделяя город на две равные части. Посреди же города на одной стороне реки царь Приям повелел возвести чудный царский дом и палату дивную, которая называлась Илион, высота ее - пятьсот локтей (220 метров) была она устроена весьма искусно чудной резьбой обрамлена и мозайкой с мрамором различным украшена, и златом чистым отделана и покровлена, и все восхищались ее красотой. Внутри же стены были златом и серебром и мозайкой украшены. Также окна и двери палаты предивной позлащенной резьбой украшены были.
Наверху же палаты небесного бегу течение изображено было.
Такова была палата, такой не было ни у одного царя во всей Вселенной, про нее же чудно написал фригий Дарий.
Также и другие чудные палаты на дворе царском разполагались, и мозайкою с мрамором украшены были, а также резьбой различных подобий животных и птиц и златом отделаны и покрыты.
Пространство же двора оного весьма велико было, стены же его также украшены были мрамором и мозайкой, равно как и ворота. Посреди же двора дерево сотворено было, все до верха было из чистого золота.  Ветки же были посребнены, листья золотые и очень тонко выполнены, плод же того дерева - драгоценные камни и бисер. Высота того древа - пятьдесят локтей ( 22 метра). На ветках  же были птицы некие из чистого золота, которые песни пели хитрым неким устроением, как будто живым голосом (Магнитофон? Микрофон?) и всех удивляли. Внутри же безчисленные княжские и вельможские дома и палаты были поставлены вокруг царской, улицы же по всему градуравны размерены были. 
В них же воинских и купеческих человек (воинов и купцов) и различных художеств рукодельников безчисленных было множество, жили они по разным улицам: иконописцы (в языческой то Трое), образорезцы, левкасники (мастер, подготавливающий доску под икоопись), златолиятели, среброкузнецы, ковачи меди, бронники (оружейники), седельники (седельный мастер), сткляри (стеклодувы), шевцы, усмари (кожемяка), тектонии (?), землемерители (геодезисты) и прочие, ото всех стран повелел собрать царь Приям, и был град Троя густонаселен и богат, много было и премудрых людей, и воинственных бранноносцев, и тут впервые изобрели шахматы, тут и игры вскоре появились - и скорые шкоты (?), и прибытки напрасные (?), тут, как молвится, трагедия и комедия изобретены были, и прочие веселые музыкальны играния ни в коем царстве такого не было прославленного, великолепного и великого города, каков был град Троя великая, которую царь Приям себе в обитание создал.

Продолжая тему механизированных устройств - роботов
Фрагмент карты Абрахама Ортелия, изображающей Золотую Бабу

Золотая Баба или старуха из золота преданно почитается Обдоритами и Югурами. Священник советуется с этим идолом об образе действий и направлениях движений и (поразительно говорить об этом) она даёт обращающимся к ней ясные ответы, ведущие к определённым результатам.

Свидетельства заморских купцов о "железном мужике" Ивана Грозного

Сохранились свидетельства существования автоматов в допетровской Руси: заморские купцы и послы рассказывали удивительные истории о том, что у Ивана Грозного был механический автомат-слуга — «железный мужик».
Купец Йохан Вем в своих дневниках приводит следующие сведения: «Побил железный мужик на потеху пировавшим царского медведя, и бежал медведь от него в ранах и ссадинах». Кроме того, автомат умел прислуживать гостям за столом: «Железный мужик на удивление всем подносил царю чашу с вином, кланялся гостям и что-то напевал на этом невыносимом русском языке, который мне так никогда и не поддался».
Другой купец писал: «Железный мужик прислуживает царю за столом, подает ему при ошеломленных этим зрелищем гостях кафтан, метет метлой двор. Когда царю возразили, что вещь эта не искусством мастера сотворенная, царь сначала осерчал. Но выпив кубок мальвазии, кликнул трёх людей мастерового вида, одетых по-боярски, и что-то им приказал. Те открыли спрятанные под одёжей железного мужика крышки, в нём оказались шестерни и пружины, двигавшие руки, ноги и голову. Гости с перепугу протрезвели, а русский царь прихвастнул, будто такие слуги были на Руси ещё века два-три назад»

Различные древние авторы про роботов

Геродот и многие другие греческие писатели рассказывали о говорящих статуях, которые стояли у ворот египетских храмов, изрекая волю богов. По некоторым свидетельствам, эти статуи могли двигаться и по ночам охраняли храмы от грабителей.
Древние греки приписывали умение создавать автоматы не только богам, но и людям. Поэт Пиндар писал о движущихся статуях, изобретенных легендарными волшебниками-тельхинами в VI в. до н. э.
В египетских, греческих храмах ставили изваяния богов, которые могли поворачивать головы, открывать рты и глаза, ходить и даже.. . говорить. Есть легенда о том, что древнегреческий скульптор Дедал не только высекал из мрамора замечательные скульптуры, но и делал их движущимися. О ходячих статуях Дедала в Афинах повествуют многочисленные древние источники. Подобных андроидов создавали многие народы мира. В эпоху Возрождения идеей автоматов увлекались крупнейшие люди науки и искусства — Леонардо да Винчи, Дюрер, Галилей и др. Утверждают, что в 1250 г. в Германии знаменитый богослов и ученый Альберт Великий создал из металла и «некоей субстанции, избранной по велению небес", подобие человека (по некоторым сведениям была женщина) . Он работал над своим изобретением тридцать лет и добился того, что механический человек стал исполнять несложные команды.

Сведения о Самарканде и других городах из карт Ортелия а так же из различных космографий (Николаса Санзона, Дабвиля и Петавиуса)

Узбекистан или Чагатай простирается с Каспийского моря до Туркестана и от Персии и Индии до Тартарии Пустынной. По нему текут реки Шесель (Сhesel) или по-старинному Jaxartes, Гигон или по старинному Albiamu или Oxus [совр. Аму-Дарья]. Его народы являются самыми цивилизованными и самыми ловкими из всех западных тартар. Они ведут большую торговлю с персами, с которыми они иногда враждовали, иногда жили в полном согласии, с индийцами и с Катаем. Они производят шёлк, который измеряют большими плетёными корзинами и продают его в Московию. Их самыми красивыми городами являются Самарканд, Бухара и Badaschian и ещё Balck. По мнению некоторых наибольшим почтением пользуется Хорасан, которым в разные времена владели узбекские ханы. Badaschian расположен на границе с Хорасаном. Бухара (Bochara или Bachara), в котором жил Авиценна, самый знаменитый на всём Востоке философ и врач. Самарканд – место рождения великого Тамерлана, который превратил его в самый красивый и богатый город в Азии, построив знаменитую Академию, которая ещё больше укрепила доброе имя магометан.Самарканд является городом, в котором великий Тамерлан учредил знаменитый университет. Есть также у них торговый город Бокор (Bockor), который считается родиной знаменитого Авиценны, философа и врача, и Оркан(Orcange) почти на Каспийском море.
Тамерлан, которого называли Ярость Господня и Страхом Земли, женился на Джино (Gino), дочери и наследнице, и тем самым получил Тартарскую Империю, которую он разделил между своими сыновьями. А они, после его смерти потеряли всё, что он завоевал. Столица его – Самарканд – место пребывания Тамерлана, которую он обогатил добычей, привезённой из своих многочисленных походов. И есть у него ещё Бухара, где располагается правитель провинции.
Самаркандия была когда-то столицей всей Татарии, но теперь она лежит в руинах, полных остатков древности. Здесчь похоронен Тамерлан, однажды захвативший Императора всех Турок Баязета. Он захватил его в плен, лишил престола и заковал в золотые цепи.

Храм Дайбут в Японии с готическими сводами

Город Небес - Чинзай, находившийся на крайнем востоке Азии (из карты Даниэля Целлариуса)

Описание Марко Поло этого города: 

В пятнадцати днях пути от этого Cambalu на Восток в сторону моря, вы найдете самый большой город в мире, называется он Quinsai, что означает "город небес", из-за его великолепия, потому что, кажется, что это рай на земле. Он имеет в окружности 100 итальянских миль (100 км), как Марко Поло пишет (он был там часто, примерно в 1260 году, он оставался при дворе великого Чама в течение 26 лет). Он лежит в сладкой воды озера, и имеет 1200 мостов. Вы можете пересечь весь город с суши и воды. Всегда есть 30,000 солдат в гарнизона в этом городе. Он держит в пределах стены миллион и сто тысяч домохозяйств. Там они потребляют каждый день 43 мешка с перцем, каждый мешок весом 223 кг. 
То же сообщает Odericus, и то же сообщает Лодовико Форлано, они  называют его Cansai. Он расположен в сладкой воде озера. В этом городе есть 1260 мостов, многие из них такой большой высоты, что даже полностью загруженные судна  могут пройти под ними, не спустив парус. 

Описание Cambalu

Здесь также есть страна Катай, из которых главный город Cambalu, который, как Николаус де Комитибус пишет, 28 итальянских миль в окружности, или, как Г-Н Марко Поло утверждает, тридцать два. Он квадратной формы, с замками, построенными в каждом из его углов, четырех миль в окружности, где постоянно содержаться императорские гарнизоны. Но Quinzai, город в провинции манги, которая лежит оттуда на восток в Восточном море, считается даже намного большим.  

Эти же города в географии Дабвиля

Ким(н)ская Тартария – это одно из имён, которым называют Катай (Сathai), который является самым большим государством Тартарии, ибо он сильно населён, полон богатых и красивых городов. Его столица называется Камбалу (Сambalu)  или чаще Манчу (Muoncheu): некоторые авторы рассказывали о чудесных городах, самые известные из которых называются Ханчжоу (Quinzai), Xantum, Suntien и Пекин (Pequim): они докладывают и о других вещах, которые имеются в Королевском Дворце – двадцать четыре колонны из чистого золота и ещё одна – самая большая из того же металла с сосновой шишкой, из огранённых драгоценных камней, на которые можно купить четыре больших города.

Тартария во "Всемирной географии Дионисия Петавиуса"

ТАРТАРИЯ (в давние времена известная как Скифия, по имени их первого правителя Скифа, которого сначала называли Магогус (от Магог, сын Яфета), потомки которого и заселили эту страну) называется своими обитателями монгулами Тартарией по имени реки Тартар, которая омывает её большую часть. Это огромная Империя (несравнимая по величине ни с одной страной, кроме заморских владений короля Испании, которые она также превосходит и между которыми налажено сообщение, в то время как у последней они очень разрознены), простирающаяся на 5400 миль с востока на запад, и на 3600 миль с севера на юг; поэтому её Великий Хан или Император владеет многими царствами и провинциями, содержащими великое множество хороших городов.
Народы Катаи и Чагатаи являются самыми благородными и культурными среди Тартар, и любителями всевозможных искусств. В этой провинции находится множество прекрасных городов: среди которых столица Камбалу (Cambalu), площадь которого 28 миль, кроме пригородов, как некоторые говорят, а другие говорят, что 24 итальянские мили, в нём проживает Великий Хан. Но в Xainiu у него тоже есть дворец – невероятный по длине и величию.

Легенда о семи золотых городах в Северной Америке

В 1528 г. выжившие члены экспедиции Нарваэса к берегам Флориды (включая Кабеса де Вака) вернулись в Новую Испанию с известиями о том, что где-то к северу, по рассказам индейцев, есть семь городов, полных сказочных сокровищ. 
В 1539 г. пленённый этими рассказами Франсиско Васкес де Коронадо направил на разведку северных земель францисканца Маркоса де Ниса, который по возвращении убедил испанцев в существовании Семи городов Сиболы, расположенных в стране народа зуни на территории штата Нью-Мехико. Не исключено, что францисканец так интерпретировал услышанные от туземцев легенды об их прародине Ацтлане.
В 1540 г. Васкес де Коронадо выдвинулся на поиски семи городов. Достигнув области индейцев пуэбло, он услышал от них новое сказание — про богатый город Кивира (Quivira), где правит некий «турок». Дойдя с большими трудностями до пункта назначения, где должны были находится Сибола и Кивира, конкистадор не нашёл ничего, кроме хижин нищих индейцев. После этого популярность легенды о семи городах быстро пошла на убыль.
Норумбега (Norumbega, Norumbègue, Nurumbega, есть другие варианты написания; этимология достоверно неизвестна, хотя по одному из более или менее принятых объяснений это слово на языке индейского племени алгонкинов означает «тихое место между порогами» или «тихий участок русла реки») в географии XVI–XVII веков являлась легендарным поселением и страной–регионом в северо-восточной части Северной Америки. Подобно полумифическому топониму «Катай», название «Норумбега» использовалось для заполнения пустот в географических познаниях. Норумбега,по сути, была обозначением Нового Мира, представляющего людям новые возможности. Такой образ стал характерен для открытого для Европы в конце XV века Американского континента.
Впервые это название (в написании «Оранбега») появилось на карте тосканского картографа Джироламо Верраццано в 1529 году (составлена по материалам путешествия его брата Джованни Верраццано, который, видимо, узнал о Норумбеге по слухам). Самым ранним известным в настоящее время указанием на посещение Норумбеги было сообщение французского мореплавателя Жана Альфонса, датируемое 1542 годом. Он докладывал, что достиг побережья к югу от Ньюфаундленда и открыл большой залив, переходящий в реку: было определено, что оный водоток имеет в ширину 40 лье в устье [кстати, совершенно невероятное значение, учитывая что 1 лье — до 1674 года — равнялся примерно 3.25 км] и сохраняет ширину в 30-40 лье выше по течению. Залив полон островов, простирающихся на 10 или 20 лье в море. В пятнадцати лье выше по течению этой великой реки находится город Норомбега (Norombega), населенный мудрыми жителями, которые торгуют мехами всех видов. Сами они одеваются в соболиные меха. Люди эти используют много слов, звучащих подобно латинским. Они высоки, красивы фигурой и поклоняются солнцу. Страна Норомбеги находится на возвышенности и имеет удобное расположение.

И после потопа остались лишь руины...
Античные виды Сан-Франциско

Античные виды Москвы

Античный вид Калькутты (Индия)

Вид европейского индийского города Биджапура, принадлежавшего Великому Хану

Вид Императорского Дворца в Катае

Храм Юпитера-Аммона в Египте

Триполи, Ливия

Ван дер Ульфт, Якоб

Его рисунки и картины весьма редки; он писал быстро и легко; в рисунке он подражал более итальянским художникам, и хотя не бывал в Италии, но с документальной точностью писал виды Рима и развалины древнеримских памятников.
Думается, что это в Голландии. А может и нет.

Санкт-Петербург. Руинный остров

Руины в "Лицевой Библии" Пискатора

Таким образом при помощи фантазии можно представить, какими были те великолепные города, с восхитительными храмами и дворцами, коллонами из чистого золота, отделкой из мрамора и изумрудов с безчисленным количеством мостов, перекинутых через многочисленные каналы, пышные сады, прохладные искусственные водоемы и так далее. Вот чесно, не верится, что такое великолепие могло появится ниоткуда, практически сразу после того, как человек научился сбивать палкой бананы и обрабатывать землю. А художники, которые рисовали многочисленные руины в средние века на своих полотнах - разве просто выдумывали? Нет, они рисовали лишь то, что их окружало, ибо если человек не видел этого, он никоим образом не сможет это изобразить. "Руинистические" мотивы переносились во все сюжеты, изображаемые художником - будь то мифы Античности, библейские ли мотивы или "барочные". Ничего не может возникнуть на пустом месте, равно как и исчезнуть внезапно просто так не может. И поэтому должно обратить внимание на незначительные детали, которые находятся под носом, и ключ к познанию Прошлого может быть найден.
Всем здравия и трезвого ума)
Михаил Волк