суббота, 11 октября 2014 г.

Пол Хорн "Внутри Великой Пирамиды"

Пирамида и Тадж-махал - это огромные резонаторы
29 июня 2014 года скончался Пол Хорн-джазовый флейтист, известный своими музыкальными экспериментами в "священных" местах.
Он широко известен за свои инновации как в металлической, так и в традиционной деревянной флейтах, и записал несколько поистине экзотических альбомов. Наверно самыми знаменитыми из них являются его «инсайдовские» записи, особенность которых — в воздушных, повторяющихся эхом звуках, создающихся в местах духовного значения. Эта серия началась с тех пор, как Хорн принес магнитофон в Тадж-Махал во время своей поездки в Индию в 1968 году, когда он был с Битлз в Ришикеше, а далее продолжилась записями внутри пирамиды Хеопса и возвращением в Тадж-Махал в 1989-м году. Затем подобные записи Хорн сделал в соборе, в каньонах Юго-запада США с индейским флейтистом Карлосом Накаи и с касатками.
В 1998-м году ему удалось сделать запись в стенах дворца Потала в Лхасе, Тибет. Хорн был первым западным человеком, получившим разрешение музицировать внутри этой массивной структуры, считающейся духовным ядром Тибетского буддизма. Хорн вернулся в Тибет в 2003-м, чтобы заснять священную гору Кайлас, где он развеял прах своего бывшего компаньона по путешествиям буддийского монаха Lama Tenzin.
Хорн, несомненно, является джазовым музыкантом, но многие его работы не поддаются категоризации. Наряду с серией «Инсайд» он записал другие джаз-альбомы с музыкантами разных культур и происхождения, включая «Китай» и «Африку».
 Сам он так описывает свои эксперименты в Великой пирамиде:
«Сидя на полу со стереомикрофоном в центре комнаты перед саркофагом и выбрав для начала альтовую флейту, я начал настраиваться. Эхо было замечательным, приблизительно восемь секунд. Камера отвечала одинаково на каждую ноту. Я ждал, пока эхо распадется, и затем играл снова. Группы нот как бы приостанавливались и возвращались в виде аккорда. Иногда некоторые ноты звучали дольше других. Это всегда было по-разному. Я только слушал и отвечал, как будто я играл с другим музыкантом. Я не подготовил ничего определенного, чтобы сыграть. Я только раскрыл свои ощущения и импровизировал. Вся музыка, возникшая тем вечером, была только такой – полной импровизацией. Таким образом, это было истинным выражением возникавших чувств».
Нам тоже удалось ощутить на себе эти свойства Великой пирамиды в полной мере. Когда мы вошли из «прохода Аль-Мамуна» в «родные» коридоры пирамиды, как будто музыка полилась откуда-то. И везде далее она звучала довольно отчетливо (а в «проходе Аль-Мамуна» ее слышно не было)!.. Похоже, эта «музыка» была реакцией пирамиды на группу медитирующих в Камере Царя, которые держались руками за стенки и «гудели», стремясь издавать звук на одной ноте.
Пол Хорн в Тадж-Махале:


Внутри Пирамиды
Cлушать на Last.fm здесь
Скачать можно здесь