пятница, 31 октября 2014 г.

Кое-что о готике

Как известно, вся история по учебнику грубо поделена на несколько больших периодов. Это - первобытное общество, времена Древнего Египта, античность (древний Рим и Греция), средневековье, ренессанс или возрождение, барокко, классицизм, модерн и новейшее время. Каждой из этих эпох были присущи характерные стили архитектуры. Правда, первобытные люди по традиционной истории жили в пещерах или в землянках, поэтому про архитектурный стиль говорить не приходится. Все  или паcли скот и были кочевниками, или были охотниками, или просто оседло занимались земледелием. Однако есть неудобные находки, которые говорят о том, что уровень технологий в эти "дикие" мало ассоциируется с кочевниками или охотниками, зачастую стоящий наравне, а иногда даже превосходящий технологии современные. Сейчас таких находок становится всё больше и больше, одна из них - Скифская Пектораль, которая была найдена в кургане Толстая Могила в Днепропетровской области, ныне - Украина. Но это тема отдельных изследований, нас же сейчас интересует несколько иное.
После "первобытной" эры (медный век, бронза, железо) наступает эпоха всеобщего просветления, как будто кто - то включил вдруг свет на всей планете, и люди выбираются из своих грязных жилищ - полуземлянок и начинают строить мегалитические сооружения - пирамиды в Гизе там всякие да храмы Юпитера в Баальбеке. И вот после расцвета античной цивилизации, где были высокоразвитые египтяне, римляне и греки, которые подарили миру множество открытий и изобретений, давших науке, медицине, архитектуре, , скульптуре, философии, юриспуденции незыблемые основы, которые используются до сего дня и на которых фактически строятся вышеперечисленные отрасли, вдруг свет снова гаснет и наступает тёмная эра средневековья. Первые ассоциации у любого человека, изучавшего изторию по традиционному учебнику - грязь, сырость, чума, казнь, пытка, инквизиция,  вонь, невежество, боль, страх, ненависть и прочие прелести жизни. Всё переходит во власть церкви, и везде появляется приставка "тео" Почти на 10 веков человечество застряло, и не могло сдвинутся ни на йоту.  Но почему - то готическая архитектура - архитектура именно средневековья поражает своей монументальностью и величием. Не мешало как-то средневековым строителям строить такие громадины. Попробуйте, например, сегодня построить собор парижской богоматери или кёльнский собор, сколько будет стоить подобное строительство? Даже если возьмёте в долг у арабского шейха, перед вами обязательно встанет вопрос технологий. И вы рано или поздно осознаете, что подобное строительство даже при всём современном оборудовании очень сложно осуществить, если не сказать в отдельных случаях невозможно. Но. Изторики нашли очень интересное решение этой нестыковки - по принципу тише едешь дальше будешь. А соборы - то строились очень долго, да, вот например тот же собор парижской богоматери строился почти 200 лет, а собор в Милане начал строится в 1368 году а полностью закончен аж при Наполеоне, причём некоторые детали достраивались вплоть до 1965 года. Какой прок от собора, если он всё время строится? К этому собору ещё вернёмся.
 За тёмными средними веками идёт возрождение - опять свет, Рафаэли с Микелянджелами и ещё двое черепашек нинзя,  затем барокко, классицизм, поразительно напоминающие античность, если не сказать, что это она и есть, затем архитектура Ампера или Ампира - якобы стилизация под античность, связанная всё с тем же мсье Наполеоном и его победами, и снова - упадок до стеклянно - бетонных коробок , вытянутых вверх по принципу чем выше тем лучше, с тех пор, как в начале 20 века изобрели лифт. Потребительское и конвеерное мышление сказалось и на архитектуре также. Ну там помните выражение про место под солнцем?
Итак, что мы имеем? У нас есть замечательные материальные свидетельства былой культуры и цивилизации, которые, в отличие от папирусов, бумаги и дощечек в огне не горят и в воде не тонут. Разсмотрим эти шедевры поближе.
Для начала дайте ответ на вопрос - что изображено на этой фотографии? Античный собор? Храм? Барочная базилика?

А вот и не угадали! Это - фрагмент Миланского Кафедрального Собора, построенного в стиле поздней готики.

 Собор, сложенный из белого мрамора, из которого, кстати, построено большинство античных сооружений, и просто пестрящий античностью и античными элементами. Цитата:
Единственный в Европе беломраморный готический колосс строился несколько веков: первые блоки и фундамент храма заложили в 1386 году при легендарном правителе Джан Галеаццо Висконти, а проект фасада, законченного в 1813 годуКарлом Амати, утвердил Наполеон в 1805 году.
На том месте, где стали возводить в 1386 году Дуомо (так называют его сами миланцы), в доисторические времена стояло кельтское святилище, при римлянах храм Минервы, потом церковь Санта-Текла, построенная в IV веке и разрушенная в VI, а с VII века — церковь Санта-Мария-Маджоре, которую снесли, когда стали расчищать место для собора.
Собор было решено строить в готическом стиле, до тех пор по эту сторону Альп не встречавшемся. Специалистов по готике пригласили из Франции и Германии, хотя первоначальный проект разрабатывал всё же итальянец — Симоне де Орсениго. В течение 10 лет на посту главного архитектора сменяли друг друга немцы и итальянцы, пока в 1470 году собором не занялся Джунифорте Солари. Он пригласил себе в консультанты Браманте и Леонардо, а те предложили разбавить готику более современными для того времени ренессансными элементами, в результате чего появился восьмиугольный в основании купол. В 1417 году главный алтарь недостроенного собора освятил папа Мартин V, а целиком собор начал функционировать в 1572 году, — после того как его торжественно открыл кардинал Карл Борромео, будущий святой. 
Стоп, стоп, стоп. Значит, этот собор начали ВОЗВОДИТЬ в 1386 году, а ПРОЭКТ менялся в процессе несколько раз, В ТЕЧЕНИЕ 10 ЛЕТ, но позвольте, 1470 год - это уже не 10, а 84 лета! Это получается, что все, кому не лень, вносили свои "правки" в проэкт, а строители пусть перестраивают, ну или фудамент построили, а что сверху будет - это-то и решалось 84 лета. Ну время трудное, неопределённость, да и все чумой болеют,  где строителей брать - непонятно. 


Иллюстрация "Чёрной смерти" из Тоггенбургской Библии, 1411 год.
Возможно, эта напасть оминула Италию, что маловероятно. Тут важен образ жизни. Почему-то на Руси никакой чумы не наблюдалось. Значит, был иммунитет. Ну ладно, допустим, что как обычно привлекли каторжников, или солдатов, или ещё кого-нибудь с улицы - главное условие - эти люди НЕ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ СТРОИТЬ, они могут быть кем-угодно по специальности, но только не строителями. И всё будет строится само собой и в рекордные сроки.
Но нам про таких умельцев не сообщают ничего, получается, строила некая Божественная Сила, или как там в средние века выражались? Читаем дальше:
Готический стиль не терял в Италии своих адептов, и в этом стиле заканчивается миланский собор в 1813 году архитекторами Амати и Занойя (Giuseppe Zanoia). По заказу Наполеона Амати работал над фасадом, выходящим на площадь, и, следуя проекту первого зодчего, возвёл «каменный лес» из 135 мраморных игл, устремлённых в небо и передающих настроение готической архитектуры.
Ну им  это было раз плюнуть, подумаешь, 135 игл, мы и больше могём. После пирамиды под Аустерлицем нам ничего не стоит это построить (ЖМИ И УДИВЛЯЙСЯ ВОЗМОЖНОСТЯМ ФРАНЦУЗОВ).Что бы было понятно, о чём идет речь:




И на КАЖДОЙ такой игле - статуя в человеческий рост. Причём не просто сделанная абы-как, а каждая в отдельности - произведение искусства. Вообще Миланский собор - это огромный музей скульптуры, экспонатов в этом музее насчитывается...около 3400! И практически все одеты в античные одеяния.


 Есть, конечно, и вот такое:

Но по качеству исполнения как-то смахивает на новодел, разительно отличающийся от всех остальных скульптур.
Интересный момент внутри собора:

И возле него:

О, знакомый орёл, где же я его видел? А вот ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА в готическом стиле:

Всё такое знакомое... И кстати характерные для античности двери под 6-метровых людей (это действительно было для них, для кого же ещё? Вот их то и называли Богами). Это говорит о том, что строили данное чудо архитектуры задолго до 1386 года. Да и треугольные портики и портики в виде полусферы очень дополняют картину:



Вот ещё несколько "готических" соборов с античными элементами:
Севильский кафедральный собор:


Кафедральный собор Богоматери в Бургосе

Оу, и звезда Велеса тут как тут. А на Миланском кстати есть пятиконечный коловрат.
Посмотрите, как гармонично сосуществует античная и готическая архитектура:



Итоги
Так называемая готическая архитектура - это ветка одной общей архитектуры, которая строилась в ОДНО время с античной, но имела другой функционал. В средние века не было необходимости всё это возводить, потому как ЭТО ВСЁ УЖЕ СТОЯЛО. Я определённо в одной из прошлых жизней был архитектором, и я ЗНАЮ подсознательно, как это всё устроено и как функционировало, но словами это трудно описать. Вот например, когда я вижу готический собор, выстреливает слово "трансформатор", сразу становится понятным назначение витиеватых "башенок"



А вот это круглое окошко должно,нет, просто обязано СВЕТИТЬ

Эти провода просто ОБЯЗАНЫ проводить электричество


Но это ещё нужно изучать и изучать, что бы можно было описать словами, а не чувствами, понять, как это работает и попробовать запустить это, а чего нет? Будем стараться)
Всем здравия и трезвого ума)




1 комментарий:

  1. Круто! Тоже обратил внимание на сходство готики с анличностью.

    ОтветитьУдалить