понедельник, 15 сентября 2014 г.

Киев античный, или как построить город силой мысли

Пролог

Вот было бы здорово, если бы изобрели машину времени, как интересно бы было бы взглянуть на то, как жили наши предки. Можно скакнуть куда - нибудь в средние века, во времена доблестных рыцарей, или во времена античности, где по древним полисам ходят величественные патриции и консулы, говорят "Авэ Цезарь" и в ответ слышат "Цезарю авэ", где жизнь идёт полным ходом, на торговой площади собираются торговцы, купцы, ремесленники, которые рекламируют свой товар, а на публичной площади некий гражданин демократического Рима призывает людей прыгать от радости, ибо кто не прыгает - будет жить, как варвары...
Какие упоительные мечты, какие сладкие грёзы... Но, увы, пока ещё ничего похожего на машину времени  не изобрели. Однако отчаиваться не стоит, я покажу более простой и надёжный способ увидеть восхитительный мир античности своими глазами.

Глава первая, в которой читатель понимает, что что - то здесь не то.

Киев, мать городов Русских, именно здесь зародилась цивилизация славян, которые только повылазили из пещер - и сразу давай города строить да письменностью обзаводится - настала пора, а то  всё не как у людей. 8 - 10 век н.э - именно такую дату основания Киева приводят изторики с именем, и оснований не верить этим авторитетнейшим людям у меня нет.
Официальная изтория существования Киева вроде как безупречна, имеются карты, летописные свидетельства и проч. проч. Сказка - ложь, да в ней намёк.  Вся изтория - это сплошные намёки, которые оставлены для самых наблюдательных и внимательных. Пересказывать полную версию сказки не вижу смысла, поэтому напомню сюжет вкратце:
Кий, Щек, Хорив и сестра их Лыбедь захотели создать объединённый центр племен полян. Назвали это всё дело в честь старшего брата Кия. Затем были дружинники знаменитого Рюрика, варяги Аскольд и Дир, затем - князь Олег, который сказал: сє буди м͠т(и) городомъ Русьскꙑмъ, и появилась Киевская русь. Итересным является упоминание про Киев у Константина Багрянородного, византийского императора. Самватас - именно такое название Киева в летописи Константина. Понятно, что никто не может "въехать", что же это за Самватас такой... На самом деле всё очень просто.
Далее шли Ольга, Святослав, самозванец Владимир Невеликий, который насильно христианизировал Русь. Вплоть до смерти Владимира Мономаха и его сына Мстислава Киев был столицей Киевской руси, затем был "раздел пирога" между князьями (читай - олигархами) и междуусобные войны за престол. Ничего не напоминает? Другая вера внедрена, требуем самостийности от всей Руси, слава Киевской Руси и проч. Но это так, просто аналогии.
Дальше были страшные татаро - монголы (читай Тартария по - настоящему проявила агрессию и ввела войска), дикость, необразованность и запах конского навоза. Потом добрые литовцы взяли Киев под своё крыло, вплоть до 1569 года, когда Киев вошел в состав Речи Посполитой. И до 1654 года был под поляками. Затем попал под милость Московского царя, и вошел в состав Московского царства. Но вот в чём загвоздка

1630 год. Вильям Блу


1644. Ян Янсон


1670 Генри Хондис


1685 Моисей Питт


Не суть важно. Главное, что так написано.
Киев вплоть до начала 18 века также был территориальной единицей Войска Запорожского, партизанил, наверное, в тылу проклятых литовцев и ляхов. И вот после 1727 года Российское царство стало именоваться Российской империей, и Киев стал Киевской губернией.
Затем творилось непонятно что, вплоть до революции первой мировой 14 года и до революции 17 года, со всеми вытекающими временными правительствами и Грушевскими с центральными радами. Как писал Михаил Афанасиевич Булгаков: "Пока что можно сказать одно: по счёту киевлян у них было 18 переворотов. Некоторые из теплушечных мемуаристов насчитали их 12; я точно могу сообщить, что их было 14, причём 10 из них я лично пережил".
Ну а дальше тоталитарный совок, ВОВ, разруха, отстройка, процветание, незалежнисть 1991 и вот он раскинулся на берегах Днепра красавец - Киев, привлекающий ежегодно сотни тысяч туристов и поражающий количеством  церквей, соборов и прочих культовых сооружений. При чём тут античность, спросите вы? Начну, пожалуй, издалека.
Есть такая улица Городецкого, которая названа в честь знаменитого архитектора, который застроил чуть ли не пол Киева вместе с Эдуардом - Фердинандом Петровичем Бардтманом и Георгием Павловичем Шлефером. Городецкий - тот, кто строит город, всё логично и правильно. Цитирую:
Улица возникла в 1895 году в связи с распланировкой и застройкой бывшего сада и усадьбы Фридриха Меринга, профессора частной терапии Киевского Императорского университета святого Владимира, как одна из новопроложенных улиц, под названием Николаевская, которое получила в честь императора Николая II.В 1919 году улица получила название улица Карла Маркса, которое имела до 1996 года (кроме 1941—1943 годов, когда улица снова была Николаевской). Современное название в честь архитектора В. Городецкого — с 1996 года.Застройка улицы осуществлялась архитекторами Г. Шлейфером, Э. Брадтманом и В. Городецким. Сразу же улица была выложена высококачественной брусчаткойУже до 1897 года часть улицы была застроена — как жилыми домами, так и зданиями иного назначения — гостиницы «Континенталь», здания общества «Работник», мебельной фабрики Кимаера.
Ну Городецкий был исключительно разноплановой личностью. Вот например несколько зданий, построенных по его проектам

Караимская Кенасса в Киеве






Южнорусский машиностроительный завод (сейчас известен как "Большевик")


Городской музей антиквариата и искусств (ныне национальный художественный музей Украины)


Тегеранский вокзал


Возможно это просто тёмная полоса в жизни была, с кем не бывает? Однако давайте разберёмся с самой улицей Городецкого. Я нашел вид через сад Меринга на старый город, на месте которого сейчас находится улица Городецкого:



Вроде всё отлично, но есть одно но. Цифра 1 - это Михайловский златоверхий собор.


 Цифра 2 - это Александровский костёл


Обращён он фасадом к Крещатику, но разполагается немного повыше на квартал.
Что бы была понятна вся картинка, привожу карту:


Так же  - 1 это Михайловский,  2 это Александровский, 3 - улица Городецкого. На фотографии с садом чётко видно, что Александровский костёл повёрнут боком. А Софиевского собора вообще не видно, хотя с ракурса Городецкого должно всё чётко просматриваться. То есть точка, с которой сделан снимок, находилась не на современной улице Городецкого, а много левей, примерно здесь:



Софии не видно, потому что она попросту не попала в кадр! К сожалению, я не могу определить точное место съемки, но факт остаётся фактом - с улицы Городецкого никак нельзя увидеть Александровский костёл боком, он будет повёрнут где -то на три четверти к смотрящему. Далее, если просто пройтись по Городецкого и  поднять голову, то обнаруживается интересная нестыковка. Улица Городецкого, 13



11а



Как это так? Застроили ведь в 1895 году. Забыли согласовать?
По личности Городецкого. Вот его прижизненные фотографии (все, которые удалось найти)




Мне кажется, или это 2 разных человека? По мере изучения этого загадочного архитектора мне всё больше кажется, что личность эта вымышленная - Владислав (владеет всей славой, лаврами) Владиславович (владею славой вдвойне) и Городецкий (лавры от постройки города). Сравните - Август (имя императора, который везде встречается в Питере) Августович Монферан

Ещё одна интересная нестыковка связана с Оперным театром. В статье про Одессу - Очаков здесь я уже писал про Одесский оперный театр. Настал черёд Киевского. Был себе городской театр:

Городской театр

Он никого не трогал,  его тоже никто не трогал, но в 1896 году случился пожар, и на его месте построили современный оперный театр. При чём сбоку построили дома, вырвали с корнем деревья перед театром, разрушили фонтан и положили брусчатку.

Городской оперный театр. 90 - е годы

На самом оперном даты вот такие:



А сама фотография, которую я приводил выше -  подписана "90 - е годы 19 века" здесь, например. 1900 год здесь.

Городской  театр. 1900 год.
На фотографии подписано - городской театр, нет слова "оперный". Случайно ли? Или может его просто переделали под оперный?
Вначале построили башенки перед входом, а потом решили внезапно их снести и сделать поменьше? Почему нет строительных лесов, где сам процесс стройки? Почему нет ни одной фотографии строящегося оперного? Потому что НИКТО ЕГО НЕ СТРОИЛ в то время, в которое нам говорят. Построен он был в 657 году нашей эры, и не спрашивайте, почему. Подсознание - кто знает, тот поймёт.
По подолу и застройке Киева. Официально Подол ровными квадратиками и прямоугольниками застроили в 19 веке, вот как выглядел Киев до начала 19 века (1700 - 1800). Официальная версия.


А вот три карты 17 века:




Почувствуйте разницу.
Выводы, дорогие читатели, делайте сами.

Глава вторая, в которой читатель с головой окунается в чарующий мир античных мифов и верований.

2 дня прогулок по Киеву - и у меня есть интересные фотографии той его стороны , которая не могла и прийти никому в голову.
Счего бы начать? Пожалуй, начну с Пассажа.


 Вход в арку.
 Адрес - улица Крещатик, 15. Годы строительства - 1913 - 1914.
На границе XIX-ХХ столетий усадьбу Штифнера, располагавшуюся на месте нынешнего Пассажа, приобрело за 1,5 миллиона рублей страховое общество «Россия». На купленной земле, площадью 1 га, общество решило возвести большой бизнес-центр с магазинами на первом этаже, офисами — на верхних, а также квартирами, которые можно сдавать в аренду. Для реализации замысла был приглашён киевский  архитектор Павел Андреев. 
Интернет не выдаёт ни биографии, ни фотографии этого загадочного Павла Андреева, только архитектора - тёзку, который родился в 1954 году. Также ничего неизвестно про таинственную усадьбу Штифнера прямо в центре города. Так же нет ни одной старой фотографии строящегося пассажа, или хотя бы просто фотографии вплоть до Великой Отечественной Войны. Хотя есть вот это:


Но немногие знают о том, что было как минимум 3 пассажа, один из которых был разрушен в годы ВОВ.

А теперь внутренности Пассажа.
 «Даю голову на отсечение, что ни один из многих тысяч жильцов этого дома не знает, что же изображено на его фасадах. Более того, смею утверждать, этого не знает ни один киевлянин, даже ни один житель земного шара, кроме разве что авторов проекта (если они ещё живы) и... меня...детишки на барельефах вовсе не играют со львом и львицей, они просто-напросто... спаивают их. Да, спаивают! Одни раскрывают ему пасть и подносят чашу с вином, наливая его из какой-то амфоры. Другие же малыши с гроздьями винограда в руках приготовляют вино. А двое даже дегустируют его... Вот о каких интересных вещах рассказал нам Андреев...».
Виктор Некрасов,  писатель, житель Пассажа. Опять фамилия Андреев, не сын ли архитектора?






Дети играются с грифоном


Герб священной Римской империи - орел с лавровым венком



Гефест, Афродита и маленький Эрот



Прометей, судя по всему




Посейдон и Амфитрита, верхом на тритоне


Интересная текстура камня, где - то я уже это видел...


Характерные признаки античной архитектуры над окнами (смотри здесь)



Баальбек


Робер Юбер развалины Рима


Символ бога Меркурия или Гермеса - Кадуцей. К этому богу вернёмся ещё неоднократно.






Арка Септимия Севера ооочень древняя





Тут - почти все триумфальные арки мира.


Идём дальше. Следует разъяснить, что такое лев и грифон для древнего мира. Наш мир, это мир символов и логотипов, сейчас логотип levi's и macdonalds, раньше были иные логотипы.


Впервые изображения грифонов засвидетельствованы на дворцовых фресках Крита позднеминойского периода. Также изображения грифонов встречались в древнем Египте и древней Персии, но наибольшее распространение они получили в искусстве античного греческого мира. Впервые их упоминает поэт VI в. до н. э. Аристей из Проконнеса, а также Эсхил(Прометей 803) и Геродот (История IV 13). Грифонов связывают также с некоторыми образами скифского «звериного стиля». Первое письменное упоминание о грифонах мы находим у древнегреческого автора Аристея из Проконнеса, жившего в VII веке до н. э. Он совершил путешествие в глубь Центральной Азии в поисках гиперборейцев и их святилища Аполлона, который почитался в этих краях как повелитель света и тьмы. В своих странствиях Аристей повстречал племя иммедонийцев, поведавших ему о том, что к северу от их земель находится горная цепь — обитель холодных ветров. Греческий путешественник решил, что это были Кавказские горы, хотя современные ученые больше склоняются к мнению, что это был скорее Урал или даже Алтай.
ЛЕВ — царь зверей, один из самых часто встречающихся символов храбрости, быстроты, стойкости, силы и величия на протяжении тысяч лет. Львиные фигуры изображаются на царских тронах в Индии и на львиных вратах в Микенах. Каменные изваяния львов встречаются у входа в буддийские храмы в Китае. В Древнем Египте даже ключи от храмов были сделаны в форме льва. Трон царя Соломона был украшен золотым львами, да и сам он был уподоблен царю зверей с ключом мудрости в зубах.
Символика льва вскрывает древнюю мистерию жертвы и законы воздаяния. Лев является светоносным символом огня и солнца. Не случайно в Египте, где его шкура была атрибутом солнца, фараона обычно изображали в виде льва. В Древней Греции лев считался проводником солнца. Изображения льва как символа духа часто появлялись на амулетах и талисманах. 
Тем не менее каждая традиционная культура преломляла этот символ по-своему. В Египте лев был связан с богами Ра, Осирисом и Гором, а также выступал воплощением богинь Тефнут и Хатор. Древнеегипетская богиня Бастет, олицетворяющая жизнь и плодородие, изображалась в виде женщины с головой львицы или кошки. Амт — лев с головой крокодила — пожирал грешников. Священные коровы — проекции Исиды, — разгневавшись, также превращались в львиц. Сирийская богиня Аллат в городе Пальмира была представлена львом, держащим в когтях ягненка. В Греции лев был календарной эмблемой: весной Дионис мог являться в образе льва.
В Индии лев был воплощением хранителя мирового порядка Вишну, а человек-лев (нарасимха) — олицетворение силы и мужества — означал веру в Вишну. Дурга — жена Шивы — как женский аспект духовной мощи изображалась сидящей на льве. В странах с буддийской традицией лев означал храбрость и благородство. Он также символизировал Север, с которым связан приход Будды и его царствование. В Китае Будда почитался "львом среди людей", а львиный рык связывался с голосом Будды. В исламе святой Али — "царь святых" — именовался "львом Аллаха".
У славянского племени лютичей лев был символом бога войны Радогоста, который почитался как третье воплощение Даждьбога. Главный храм лютичей — Ретры — был украшен многочисленными изображениями львов.
И ещё одно уточнение - и пойдём дальше. Греческие орнаменты. Правильнее - свастические орнаменты.




Баальбек


Пол Исаакиевского собора, Санкт - Петербург, раньше - Орешек, ещё раньше - Ладога, был основан и построен в 942 году до н.э


А теперь можно и нырять, водичка тёпленькая.
Улица Городецкого, 9
Атлант


Гефест, бог кунец и Афина


Гермес или Меркурий


Деметра, богиня плодородия со снопом пшеницы


Грифончики





Монеты Александра Македонского





Снова кадуцей - символ Меркурия





Улица Крещатик, возле европейской площади.
Жители Атантиды, по всей видимости, ну или что - то связанное с морем


Олицетворение торговли - в центре Меркурий, покровитель торговли, а вокруг люди с амфорами и всяческими явствами. Не исключена возможность полной или частичной реставрации барельефов, по факту так.



Снова треугольнички...







А это уже улица Пушкинская









Улица Богдана Хмельницкого


Характерная кладка


Оперный театр, стилизованная звезда Давида (ранее очень почитаемый символ у славяно - ариев).


Четыре масти - четыре мира: явь, славь, навь и правь. У Кунгурова - трефа или креста - это навь, однако я твёрдо убежден в том, что это мир слави.
Далее:



Рельеф на колонне Траяна, Рим


Дом Учителя, улица Владимирская 57





И снова Меркурий










Орнамент




Улица Владимирская, 8



Это кстати вот так всё раскрвшивают в желто - синий)





Часто встречающийся элемент в античности


А это что за учёный муж? Это Аристотель. Его подлинный облик (Изображение на доме учителя)



Рафаэль ещё знал, как он выглядел.
А мужчину, которого нам впаривают как Аристотеля - это на самом деле Диоклетиан тире Александр Невский

Здание возле Оперного



Афина - Паллада (Гончарова, 55)


Национальный художественный музей



Храм в Агридженто, Сицилия, Италия



Храм Гефеста в Афинах


 Здание Национального банка Украины на Подоле. Римская богиня победы Ника.


И это тоже Киев. Ника на площади (не могу определить точно, какой)


Еду я кстати вчера в метро, и что вы думаете? Вижу вот это:


Ну это так, к слову.

Глава третья, завершающая, в которой читатель осмысляет информацию и принимает её к сведению.

Как известно, Киев разполагается точно на одной долготе с Питером, Одессой, и Великими Пирамидами. Врядли это можно назвать простым совпадением.

1918 год. Аэрофотосъёмка. Киево - Печерская лавра




Крепости в форме звезды
Слишком много совпадений, вам не кажется?
И всё - таки, почему образ Меркурия или Гермеса так часто встречается в Киеве? Да потому что Киев всегда был крупным торговым городом, через него проходил один из крупнейших торговых путей из варяг в греки. Да, да, основан он был задолго до официальной версии - в 59 году нашей эры, и построен тоже. Неудивительно, что бог - покровитель торговли стал символом города. Ах да, сейчас же символ города - Архангел Михаил. Ну что ж, изтория нает и не такие метаморфозы, поэтому здесь нет ничего удивительного, просто у кого - то крылышки поменьше, а у кого - то побольше... Ну это так, версия.
Одним словом, если захотите окунуться в чарующий мир античности, то езжайте в Питер, а если нет возможности приехать в Питер, то приезжайте в цветущий Киев, который на своём веку пережил очень многое...
...Словом, город прекрасный, город счастливый. Мать городов русских.
Но это  были времена легендарные, те времена, когда в садах самого прекрасного города нашей Родины жило безпечальное, юное поколение. Тогда - то в сердцах у этого поколения родилась уверенность, что вся жизнь пройдет в белом цвете, тихо, спокойно, зори, закаты, Днепр, Крещатик, солнечные улицы летом, а зимой не холодный, не жесткий, крупный ласковый снег...
М.А. Булгаков. "Киев - город"
Всем здравия и трезвого ума) 




3 комментария :

  1. Типичный новодел из гипса и доступного материала. Античные постройки из мрамора и базальта, а не гипса. И даже если они похожи внешне, то отличие как мобильный телефон и игрушка "мобильный телефон" на развале. На внешний вид похожи, а на деле разница.
    Впрочем, есть стоящая постройка - Лавра, но она потеряла практический смысл ещё в докыевскую Русь.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласен, я написал в статье, что все барельефы могли реставрироваться. Либо создаваться вновь. Но сами дома, на которых присутствуют скульптуры, лепка и проч, строились очень давно. После ВОВ многие здания в Киеве подверглись реставрации. Я собрал воедино то, что есть сейчас по факту, для наглядности)

      Удалить
  2. Совсем недавно была другая цивилизация, красивая, строили вот так и по всему миру, Питер - квинтессенция, потому как столица единого мегагосударства и не Тартарии:)

    ОтветитьУдалить